Автор Тема: Россия и научно-технический прогресс.  (Прочитано 3772 раз)

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Тема об отечественных достижениях в науке, технике и технологии. Разумеется, отчасти, в теме придётся касаться и политики...

Русские двигатели. Часть 1. Вертолетные



Цитировать
Для своих телезрителей «Военная приемка» приготовила новые программы, речь в которых пойдет не о танках, самолетах или подводных лодках, а об их двигателях. Турбореактивные и турбовинтовые для самолетов и вертолетов, дизельные для танков и кораблей и даже реактивные для запуска ракет в космос.

Тема первой программы - моторы вертолетные. Большинство из них выпускают в Санкт-Петербурге, где был разработан двигатель для ударных вертолетов Ми-28НМ «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и легендарного Ми-8. Только благодаря этому двигателю в 1994 году российские вертолетчики делали невероятное: во время спасения тонущего парома «Эстония» они буквально садились на воду, чтобы за короткий промежуток времени суметь вытащить из воды максимальное количество погибающих в штормовом море пассажиров.

Будет в программе и другая история: о том, как в Дагестане объятые пламенем вертолетные двигатели дотянули машину до посадки. Такими надежными двигатели получаются в том числе и потому, что каждая их деталь проходит множество проверок. Это и рентген, и эндоскопия, и выявление дефектов с помощью ультрафиолета и даже контроль звуком. Кроме этого, «Военная приемка» расскажет о перспективных моторах для новых винтокрылых машин, детали для которых уже печатаются на 3D-принтере.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #1 : 26 Января 2021, 19:53:48 »
Русские двигатели. Часть 2. Самолетные турбореактивные



Цитировать
Этим фильмом «Военная приемка» продолжает цикл программ, посвященных моторам в российской армии. В этот раз речь пойдет о турбореактивных двигателях для истребителей и стратегических ракетоносцев.

В частности, впервые будет показан самый сложный в мире авиационный двигатель для ракетоносца Ту-160. Предприятие в Самаре, где его выпускают, занимается также производством двигателей для космических аппаратов, но даже там признают: стальное сердце «Белого лебедя», как часто называют Ту-160, в разы сложнее его космического собрата.

Кроме этого, «Военная приемка» покажет, как проходят испытания двигателей для истребителя пятого поколения Су-57 и расскажет, чем они отличаются от моторов семейства МиГов.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #2 : 26 Января 2021, 20:48:17 »
Русские двигатели. Часть 3. Морские



Цитировать
Как разогнать объект размером с 16-ти этажный дом до скорости 60 километров в час на воде? Новый выпуск «Военной приемки» посвящен не кораблям Военно-морского флота, а их двигателям. В отличие от авиационных, они не используют реактивную тягу, зато вырабатывают запредельную мощность.

В этой программе мы покажем вам самый сложный российский морской двигатель, впервые построенный в декабре 2020-го, самую тяжелую корабельную энергетическую установку, массой в 300 тонн, и расскажем, когда наш флот полностью перейдет на электротягу.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #3 : 26 Января 2021, 21:37:26 »
Военная приемка. Русские двигатели. Часть 4. Газотурбинные самолетные



Цитировать
В декабре 2020 года сразу два новейших самолета совершили первые полноценные полеты. При этом их подняли в небо абсолютно новые отечественные авиадвигатели. Это газотурбинные ПД-14 для среднемагистрального МС-21 и ТВ7-117СТ-01 для регионального Ил-114.

Зрители «Военной приемки» попадут в закрытые лаборатории двигателестроителей, узнают, что такое интерметаллиды и увидят двигатели для самолета президента. Кроме этого «Военная приемка» впервые представит моторы, о которых многие не слышали: новые электродвигатели для гражданской авиации и моторы для лайнеров-гигантов, способных перевозить по 500 пассажиров на десятки тысяч километров. Все это в выпуске «Русские двигатели. Часть 4. Газотурбинные самолетные. Гражданские и военно-транспортные».

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #4 : 08 Февраля 2021, 20:36:24 »
Тайны подводного КБ



Цитировать
Дельфин, Щука, Пиранья, Палтус, Акула. Это не рыбы, а названия типов подводных лодок, построенных в разное время по проекту ЦКБ «Рубин». Крупнейшему конструкторскому бюро подводных лодок – 120 лет. В честь этой даты съемочную группу «Военной приемки» пропустили в святая святых КБ.

Мы попадем на опытное производство, где увидим кадры испытаний новейших атомоходов Борей-А. Расскажем, как создавались подводные роботы Витязь, которые покорили самую глубокую точку Земли – Марианскую впадину. И конечно, покажем разработки Рубина, не связанные с Военно-Морским флотом. Скоростной электропоезд, нефтедобывающая станция для работы в Арктике и главные морские врата Санкт-Петербурга.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #5 : 10 Февраля 2021, 12:30:14 »
«Родоначальник целого семейства силовых установок»: как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
https://russian.rt.com/russia/article/830613-rossiya-dvigatel-rosteh-pd-14
Цитировать
Государственная корпорация «Ростех» прошла сертификацию Росавиации и теперь может начать серийный выпуск двигателей ПД-14 для российского пассажирского самолёта МС-21. Об этом сообщается на сайте компании. Ранее двигатель также получил дополнительный сертификат, который свидетельствует о том, что ПД-14 соответствует новым требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по выбросам вредных веществ. ПД-14 — первый турбовентиляторный двигатель, разработанный в России после распада СССР. По словам экспертов, его создание стало важной вехой на пути к возрождению российской гражданской авиации.

Госкорпорация «Ростех» получила сертификат Росавиации на серийный выпуск двигателей ПД-14 для российского пассажирского самолёта МС-21. Об этом сообщается на сайте «Ростеха».

«Сертификат одобрения производственной организации даёт право на серийное производство новейших авиационных маршевых двигателей ПД-14 и поставку их заказчикам для установки на серийные самолёты МС-21. Документ Росавиации выдан предприятию «ОДК-Пермские моторы» Объединённой двигателестроительной корпорации», — говорится на сайте корпорации.

Как сообщает «Ростех», сертификация проходила в два этапа. В ходе первого комиссия, состоящая из представителей Росавиации и Авиационного регистра РФ, анализировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям Федеральных авиационных правил. На втором этапе специалисты проверяли «технологические процессы изготовления, сборки и испытаний авиационных двигателей».

В рамках сертификации производства также состоялись квалификационные испытания одного из новых двигателей ПД-14, в ходе которых было подтверждено соответствие его технических характеристик конструкторской документации.

По словам индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» Анатолия Сердюкова, в 2021 году планируется выпустить несколько новых ПД-14.

«ПД-14 стал родоначальником целого семейства отечественных силовых установок, в которых применяются самые современные технологии и материалы. Полученный сертификат даёт возможность приступить к серийному производству этих двигателей. В 2021 году планируется произвести несколько новых ПД-14, которые будут использованы для резерва при лётных испытаниях нового самолёта МС-21-310», — сказал он.

Днём ранее «Ростех» сообщил, что конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию), которое разрабатывало ПД-14, «получило дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 образца 2020 года». Оно подтвердило, что российский агрегат полностью удовлетворяет требованиям ИКАО по выбросам вредных веществ.

Дополнительная сертификация потребовалась из-за появления в январе 2020 года нового международного стандарта, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц.

«Дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 — важный этап для развития всей российской авиационной отрасли, — отметил заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин — Самолёты МС-21-310 с двигателями ПД-14 получат возможность выполнять международные рейсы. Второй важный момент заключается в том, что Россия теперь сможет поставлять на международный рынок воздушные суда с двигателями, произведёнными ОДК».

В «Ростехе» также сообщили, что ПД-14 имеет «запас по показателям массовой концентрации нелетучих частиц и готов к будущим изменениям стандартов». Так, известно, что уже с 1 января 2023 года войдут в силу новые, более жёсткие нормы эмиссии нелетучих частиц. По ним ПД-14 имеет запас 85%.

«Безусловная победа»

Как отмечают эксперты, проект создания двигателя ПД-14 стал знаковым для отечественной промышленности. В первую очередь потому, что это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в РФ после распада СССР.

Техническое задание на его создание специалисты «ОДК-Авиадвигатель» получили в 2007 году. Через пять лет состоялся первый запуск двигателя-демонстратора. Ещё через три года, в 2015-м, стартовали испытания двигателя на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. 

В 2018 году агрегат получил сертификат типа Росавиации — это основной документ, подтверждающий соответствие авиатехники нормам лётной годности.

Стоит отметить, что внимание этому проекту в России уделяется на самом высоком уровне. Осенью 2015 года президент Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Нижний Тагил осмотрел новый российский двигатель ПД-14. В тот же день на заседании Госсовета он поздравил с успехом разработчиков аппарата.

«Хочу поздравить генерального конструктора и всех ваших коллег, творческий коллектив с безусловной победой за почти тридцатилетнюю историю нашего двигателестроения. Такого события, которое мы имеем сегодня, не было, если сказать поточнее, 29 лет», — сказал Путин.

Планируется, что ПД-14 будет устанавливаться на российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21. Его создание сейчас также находится на завершающем этапе. 15 декабря 2020 года состоялся первый полёт этого лайнера с установленными двигателями ПД-14. Полётное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолёта, а также функционирования его систем.

Планируется, что заказчики смогут выбирать, с каким двигателем приобретать самолёт: с российским ПД-14 или американским PW 1000G. При этом известно, что отечественный двигатель будет на 15% более экономно расходовать топливо, нежели его ближайшие зарубежные аналоги.

Также, как сообщает «Ростех», «эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14—17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15—20%».

«Задел для более мощного двигателя»

Как отмечают эксперты, успешная сертификация ПД-14 является важным событием для российской авиационной индустрии.

«Примечательно, что новость о сертификации появилась в День работника гражданской авиации, который отмечается 9 февраля. Это своеобразный праздничный подарок от «Ростеха». Для нашей авиационной промышленности, да и для экономики в целом, это очень важное событие», — сказал в беседе с RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Попов также назвал крайне важным тот факт, что двигатель соответствует всем нормам ИКАО, имея при этом «запас прочности» на случай ужесточения международных стандартов.

«Сегодня невозможно работать на авиационном рынке, если вы не соответствуете требованиям ИКАО. В своё время именно из-за этого нам пришлось отказаться от Ту-154 — по шумам и эмиссии выхлопных газов нормы ужесточились, и мы в них не укладывались», — пояснил аналитик.

Схожей точки зрения придерживается и военный эксперт Юрий Кнутов.

«Получение сертификата ИКАО — это важный этап, который позволяет эти двигатели продавать на экспорт. ПД-14 соответствует лучшим стандартам по выбросам и шумам, с чем в своё время у нас была большая проблема. Например, Ил-86 — хороший и надёжный самолёт, но его нам пришлось снимать с международных перевозок, потому что двигатели не соответствовали по шумам и отчасти по выхлопам тогдашним стандартам», — сказал он в беседе с RT.

Кнутов также отметил, что успешная реализация проекта ПД-14 сделает возможным создание целой линейки двигателей. Над некоторыми из таких агрегатов работы уже идут.

«Это задел для более мощного двигателя. Если с ПД-14 всё получится, то в дальнейшем на его базе могут создаваться более мощные установки для более крупных лайнеров. В частности, для российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929. Так что это очень важная разработка, которая имеет принципиальное значение для прорыва в создании тяжёлых дальнемагистральных самолётов», — заявил эксперт.

По словам Владимира Попова, ПД-14 является для российского двигателестроения «установкой нового поколения», при создании которой было использовано много новых разработок. Эксперт отметил, что важность таких проектов трудно переоценить, когда Россия вынуждена жить в условиях западных санкций.

«ПД-14 будут очень востребованы у нас, поскольку мы находимся под различными видами санкций и в обозримой перспективе явно от них не избавимся. Поэтому нам надо развивать собственную авиационную промышленность и гражданскую авиацию в целом», — сказал аналитик.

Попов подчеркнул, что от реализации таких проектов, как ПД-14 и МС-21, зависит транспортная безопасность России.

«Это независимость транспортной системы государства. Мы потихоньку сможем отказываться от использования самолётов Boeing и Airbus, полагаясь главным образом на свои силы, как это было во времена Советского Союза. У нас для этого всё есть: технологические возможности, инженерно-конструкторские кадры и производственные мощности. Однако стоит признать, что для достижения намеченных целей предстоит ещё очень многое сделать», — заключил аналитик.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #6 : 21 Февраля 2021, 20:52:58 »
Десять главных технологических достижений России в 2020 году
Цитировать
Владимир Путин предложил объявить 2021-й Годом науки и технологий. Эта инициатива не случайна – несмотря на санкции Запада и пандемию, в России на первые роли все больше выходит инновационная экономика. Какие главные научно-технологические успехи достигнуты отечественными учеными и промышленностью в уходящем году?

После событий 2014 года многие эксперты предрекали «технологическую изоляцию» российской экономики. Такое убеждение базировалось на известном противостоянии двух экономических моделей: протекционизма и свободы торговли.

Обычное утверждение сторонников свободной торговли состоит в том, что протекционизм и закрытие национального рынка ведет к загниванию экономики, а вот свобода торговли наоборот – к процветанию страны. Именно в такой логике развитые страны Запада хотели «колонизировать» Россию в начале 1990-х годов. Тогда нашей стране предложили «тихо качать нефть и газ», а все мало-мальски технологичное и инновационное – покупать за рубежом. Все в логике английского экономиста XIX века Давида Рикардо, который наглядно просчитал пример «обмена английской шерсти на португальское вино» и доказал, что Португалии лучше растить виноград, а Англии – разводить овец, с тем, чтобы потом выгодно поменять эти товары в свободной торговле.

Ровно такую же схему предложили после развала глубоко «протекционистского» СССР и России. Мол, пусть каждый занимается тем, что у него получается лучше всего: США производят компьютеры и самолеты, а Россия – просто качает нефть. Нас убеждали: русские, хватит думать о хай-теке, доставшемся вам от СССР, вы заработаете втрое больше, если бросите все силы страны на нефтедобычу!

Однако в реальном мире «обмен шерсти на вино» пытаются превратить в «стеклянные бусы в обмен на землю». Одна из стран (колония) попадает во всё большую зависимость от мирового лидера (метрополии). После чего колония отстает в цивилизационной гонке – и часто уже навсегда. Все это было доказано другим экономическим гением – австрийцем Даниелем Листом.

Поэтому от «России образца 2014 года» ждали именно такого сценария: агонии в тисках западных технологических санкций, а потом – сдачи любой политической и экономической независимости.

Алмазы под нашими ногами

Теперь же, в 2020-м, стало ясно, что сценарий по технологической изоляции нашей страны не сработал. Здравый российский протекционизм и «опора на собственные силы» оказались сильнее примата «свободы торговли», которым пытаются злоупотребить США. 2020 год стал временем демонстрации финальных технологических достижений, ставших результатами усилий предыдущих лет и даже десятилетий. Попробуем составить рейтинг этих успехов – десять главных научно-технологических прорывов нашей страны в уходящем году.

1. Первое место стоит отдать, несомненно, российской вакцине против нового коронавируса «Спутник V». Вакцина экстренно разработана всего за несколько месяцев, но это стало результатом титанической работы предыдущих лет в Центре им. Гамалеи. Несколько лет в Центре работали над созданием вакцины против MERS (вируса ближневосточного респираторного синдрома) – и оказалось, что именно данная работа может стать основной для разработки вакцины и против коронавируса. На подходе еще несколько вакцин против COVID-19 других российских научных центров.

2. Под самый конец года в воздух поднялся проходящий испытания новый отечественный лайнер МС-21 – и это впервые произошло с новым отечественным двигателем ПД-14. Без сомнения, налицо колоссальный технологический прорыв. Стран, производящих подобные авиационные двигатели, в мире меньше, чем стран, способных вывести человека в космос.

3. Уникальная плавучая АЭС «Михаил Ломоносов» в середине текущего года была введена в эксплуатацию и подала первые свет и тепло в энергосеть чукотского города Певек. Подобные плавучие АЭС – настоящее спасение для удаленных прибрежных регионов нашей страны, крупнейшее технологическое достижение – и весьма вероятный дорогостоящий экспортный товар для других стран мира.

4. В космосе достижением российских технологий стал первый рентгеновский обзор космического неба, который произвела российская космическая обсерватория «Спектр-РГ». Теперь мы знаем почти что в десять раз больше рентгеновских источников во вчетверо большем разрешении, нежели чем на бывшей лучшей до сих пор в мире небесной карте немецкой орбитальной обсерватории ROSAT, полученной еще в 1990 году.

5. Произошел первый полет нового российского самолета Ил-114-300, который должен стать одним из главных инструментов, обеспечивающих транспортную связность регионов страны. Авиалинии России нуждаются в сотнях подобных машин. И для нее, опять же, был создан авиадвигатель новой модификации.

6. Сдан в эксплуатацию первый супертанкер класса Афрамакс российской постройки (о значении этого события мы подробнее расскажем ниже).

7. Тяжелая ракета «Ангара-А5» совершила второй испытательный пуск, а значит, Россия получает перспективу совершить собственную лунную, а может быть, даже марсианскую программу – только ракеты такого класса обеспечивают доставку на орбиту соответствующей полезной нагрузки.

8. Российский атомный реактор нового поколения ВВЭР-1200 впервые запущен в эксплуатацию за рубежом, на Белорусской АЭС. Это означает дальнейшую экспансию российского атомпрома, подтверждение безопасности и надежности его технологий.

9. Ученые «Курчатовского института» совместно со специалистами столичных вузов, МГУ и МИФИ впервые зарегистрировали солнечные нейтрино – частицы, образующиеся внутри нашей звезды в процессе сложного термоядерного CNO-цикла, в котором углерод, азот и кислород взаимопревращаются друг в друга, попутно используя на это водород и «производя» гелий.

10. Ученые Российского химико-технологического университета (РХТУ) совместно с коллегами из Нижегородского государственного технического университета предложили новую технологию, которая позволяет с помощью мембранной очистки и современных абсорбентов получать чистый аммиак. Таким образом, в очередной раз была подтверждена максима о том, что фундаментальная и прикладная наука взаимодействуют друг с другом, порождая новые технологические уклады. Не исключено, что уже в скором времени станет достоянием истории старый процесс получения аммиака, так называемый процесс Габера, который «кормил» все человечество уже больше века, обеспечивая около 2/3 необходимого азота для роста сельскохозяйственных растений. Этот процесс оставался практически неизменным с начала XX века, а его главной «ахиллесовой пятой» был громадный расход тепловой и электроэнергии. Знаменитая «зеленая революция» в сельском хозяйстве – это в первую очередь расходы энергии на все ее этапы, от удобрений и пестицидов и вплоть до уборки урожая. Теперь же изобретен способ получать аммиак с расходами энергии на порядок меньшими, нежели ранее.

Копайте глубже, смотрите шире

Каждое из перечисленных технологических достижений – лишь некая «медийная точка», наглядно демонстрирующая итог предыдущих, длительных и целенаправленных усилий. Например, возьмем новость о создании в России первого супертанкера класса Афрамакс. Афрамакс – это, пожалуй, вершина мирового танкеростроения. За всю историю танкерного флота такие суда производил лишь десяток самых технологически развитых стран, для чего использовались самые крупные и передовые судостроительные предприятия.

При этом головной супертанкер «Владимир Мономах» прошел весь цикл строительства, от резки металла и до сдачи корабля заказчику за чуть более чем два года, на уровне лучших мировых стандартов. Ну а если учесть то, что вся серия супертанкеров будет составлять 12 судов, из которых еще три, вслед за «Мономахом», уже находятся в постройке на дальневосточной верфи «Звезда» – то вся масштабность новой судостроительной программы заиграет совсем другими красками.

Попробуем осознать всю сложность задачи создания в стране готового супертанкера. Ведь судостроение, как и многие другие отрасли, является, по сути, лишь конечным потребителем, который зависит от массы поддерживающих предприятий из других отраслей. Например, супертанкер – это и огромные листы судовой стали толщиной два сантиметра, для которых пришлось начать выпускать в стране особые железнодорожные платформы для перевозки такого негабарита. Не говоря уже о том, что само производство судовой стали для супертанкера арктического класса – это отдельный вызов, уже для металлургов.

Или можем взять топливо, которого «Владимиру Мономаху» нужна не одна сотня тонн – в своей работе он будет использовать высокоэкологичное моторное топливо стандарта DMF вид III. Содержание серы в таком топливе не превышает 0,5 процента, что полностью соответствует требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Для производства такого топлива в России «Роснефть» провела масштабную модернизацию на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе, где за этот год было полностью освоено производство по требованиям стандарта DMF.

Кроме 12 супертанкеров, та же «Звезда» сейчас строит пять танкеров-газовозов Arc7 для российского проекта «Арктик-СПГ–2», также заложенных в этом году. Газовоз – гораздо более технологичное судно, нежели наливной танкер. Причем по условиям заказа «Звезда» должна будет не только заложить, собрать и покрасить корпус судна, но и смонтировать комплектующие для маневрирования – в этот пункт включены винторулевые колонки, которые до сих пор в основном были импортными и не изготавливались в России. Кроме этого, верфь также должна произвести монтаж грузовой системы, то есть мембранных танков, в которых хранится сжиженный газ, что тоже является самым передним краем современного судостроения. Причем все пять газовозов нужно передать заказчику, компании «Новатэк», тоже в предельно сжатые сроки – уже до конца 2022 года.
 
Но, опять-таки, даже газовозы не будут самым технологичным заказом «Звезды»! Сейчас ее стапеля загружены арктическими судами снабжения и элементами огромных арктических морских платформ.

Строят на «Звезде» и уникальные суда, которые пока что не может делать никто в мире – речь идет о сверхмощных ледоколах типа «Лидер» по проекту ЛК-120Я. Такие корабли просто не имеют аналогов в мире, другие арктические державы даже близко не подошли к российскому уровню ледокольного флота. А Россия собирается к 2027 году спустить на воду первый ледокол из этой серии и к началу 2030-х годов иметь в своем распоряжении флот из трех таких «повелителей Арктики».

Куда России идти дальше?

Хочется верить, что наша страна, пусть и с трудом, но смогла найти свою дорогу в будущее. Причем дорогу, отличную от рецептов фритредера Рикардо, «по заветам» которого сегодня заставляют жить многие африканские страны, каждую из которых подрядили производить их собственную монокультуру – будь то какао, кофе, алмазы, медь или бокситы. В таких странах нет своей национальной экономической политики, нет независимой экономики и тем более нет технологического прогресса.

Все эти жертвы свободной торговли стали лишь «винтиками» в мировом разделении труда, причем на самых последних и грязных ролях. На старых званых пирах в замках английских феодалов таких бедных родственников называли «сидящими за солью»: солонка обычно замыкала набор престижных блюд, подававшихся для хозяев в начало стола, а в конец стола к «сидящим за солью» попадали лишь объедки.

В 2020 году Россия не просто показала, но и доказала, что не будет «сидеть за солью». Наша страна вернула себе технологическое лидерство и не собирается больше «менять нефть на стеклянные бусы» западного хай-тека.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #7 : 28 Февраля 2021, 17:17:29 »
Первый спутник «Арктика-М» вышел на расчётную орбиту
https://russian.rt.com/science/news/837350-pervyi-sputnik-arktika-m
Цитировать
Первый спутник «Арктика-М» вышел на расчётную орбиту, солнечные антенны и другие его элементы раскрылись, связь с аппаратом установлена. Аппарат взят на управление, сообщил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

«Таким образом, положено начало развёртыванию новой арктической орбитальной группировки России», — написал он в Telegram.

Ранее с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз-2.1б» с первым российским спутником «Арктика-М» для мониторинга климата и окружающей среды в Арктическом регионе.

Разгонный блок «Фрегат» с «Арктикой-М» отделился от третьей ступени ракеты на суборбитальной траектории.

По словам Рогозина, за этот пуск «пришлось поволноваться больше обычного», так как из-за ветра старт «Союза-2» был «на самом пределе допуска по метеоусловиям», однако «ракета и её система управления блестяще справились».

P.S. Надеюсь, что вся арктическая орбитальная группировка (5 спутников) будет развёрнута по плану.

До кучи, комментарий метеоролога:

Метеоролог объяснил необходимость наращивания орбитальной группировки спутников
https://vz.ru/news/2021/2/28/1087192.html
Цитировать
Директор научно-исследовательского центра (НИЦ) «Планета» Василий Асмус призвал наращивать орбитальную группировку метеоспутников, чтобы Россия не зависела от иностранной информации в прогнозировании погоды.

«Сейчас у нас нет всепогодной метеорологической информации, которая не зависит ни от времени суток, ни от наличия облачности. Кроме того, нам безусловно нужна и мы планируем запуск в этом году первых двух спутников группировки из пяти спутников, которые будут следить за космической погодой, за состоянием ионосферы», – рассказал во время прямого эфира «Роскосмос ТВ» на YouTube, передает РИА «Новости».

Также эксперт отметил, что России также необходимы спутники мониторинга ЧС: пожаров, наводнений и т.д. На данный момент у страны есть пять из необходимых шести аппаратов, а это значит, что сейчас в этом плане ситуация хорошая, но группировку все равно необходимо развивать.

«Это те неотложные проблемы, группировка, которая нужна для обеспечения информационной независимости нашей страны от возможных отклонений от западной информации», – заключил он.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #8 : 10 Марта 2021, 02:13:22 »
"Эльбрус" специального назначения: кому нужен новый отечественный процессор? Максим Горшенин, МЦСТ



Цитировать
0:33​ — Знакомство.
1:48​ — Зачем сделали мероприятие Elbrus Tech Day и кого на него пригласили?
Ссылки на мероприятие Elbrus Tech Day.
5:54​ — Вы увидели что образовалась экосистема вокруг Эльбруса, вам не кажется что ваша компания должна сама создавать экосистему вокруг себя?
7:29​ — Все желающие смогли поучаствовать или мест не хватило?
10:04​ — МЦСТ анонсировало на мероприятии три новых процессора, в чем их преимущество?
14:38​ — По поводу процессоров предназначенных для мобильных устройств, предусмотрено ли какое нибудь управление питанием в целях энергосбережения?
15:21​ — Вы себя позиционируете как Fabless компанию, собственного производства нет, процессоры производятся на 28 нанометрах, почему вы не можете выбрать другую технологию производства?
20:19​ — Кого вы считаете своими конкурентами, как вы позиционируетесь на рынке и для кого ваш продукт предназначен, почему вы его считаете перспективным несмотря на то что есть отставание?
26:02​ — Если страны договорятся и перестанут поставлять не только процессоры но и обвязку? То есть процессор ваш а всё остальное чьё?
29:27​ — Делая своё вы же не можете конкурировать с китайцами по себестоимости, если взять любую плату на Intel и вашу, то интеловская "китайская" будет дешевле стоить?
34:36​ — Встраиваемые системы на Эльбрусах делают, бортовые вычислители для транспорта/авиации?
38:04​ — К вопросу о своём отечественном, Astra Linux, это же ваша родная операционная система? Есть ли системы реально времени?
40:28​ — Участвует ли МЦСТ в каких то международных консорциумах по разработке каких либо международных стандартов?
40:59​ — Вы позиционируетесь как производитель для Российского рынка, имеются ли какие нибудь экспортные амбиции?
43:55​ — В каких сегментах рынка востребована продукция в таможенном союзе, какие то защищенные приложения, системы?
44:38​ — Как у вас поставлена работа с партнерами? (разработчиками аппаратных платформ)
49:35​ — Что дальше, после трёх процессоров которые появятся, в совсем далёком будущем?
51:20​ — Вы на одной фабрике развернули производство, насколько быстро вы можете его перенести и начать выпускать в другом месте?
52:25​ — Планирует ли МЦСТ выпускать процессоры в более компактных корпусах, с меньшим шагом выводов, и с возможностью бессвинцовой пайки?
55:55​ — Для промышленных систем и для встраиваемых систем в частности, очень актуально время жизни элементной базы, в течении которого производитель гарантирует доступность компонентов, как у вас с этим?
1:03:00​ — Планируете ли вы какие то lite версии ваших процессоров производить?
1:06:24​ — Процессоры по отбраковке делятся на категории А, Б и В, как идут дела с ценообразованием процессоров категорий Б и В?
1:07:26​ — Программные продукты, компилятор ваш - он бесплатен?
1:09:12​ — Каким образом обеспечиваются в реальной жизни такие диапазоны рабочих температур, отбраковка? (от -60° до +90°)
1:12:19​ — Elbrus Tech Day был первым в истории вашей компании, планируете ли вы в дальнейшем проводить такие же мероприятия, сделать их традиционными?
1:16:11​ — Конец интервью.

16 и 17 февраля 2021 года состоялась первая конференция «Elbrus Tech Day. Информационные технологии и решения на основе российских микропроцессоров Эльбрус» – посвященная экосистеме российской аппаратной платформы «Эльбрус».

Мероприятие было организовано для освещения вопросов, связанных с развитием и применением платформы Эльбрус и решений на её основе.

В конференции приняли участие ключевые российские ИТ-компании – разработчики аппаратных решений на базе процессоров Эльбрус и совместимого программного обеспечения. В выставочной зоне партнеры конференции продемонстрировали свои решения с использованием микропроцессора Эльбрус.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #9 : 24 Марта 2021, 13:35:44 »
Эльбрус — российский Intel и наша последняя надежда...



Цитировать
Пытаемся разобраться в том, что это такое вообще  эти наши процессоры ''Эльбрус'' – очередное предприятие для распила денег или нечто стоящее.

Тайм-Коды:
0:00​-2:20​ - Политика и деглоблизация.
2:20​-9:21​- Создание процессоров Эльбрус и сфера использования.
9:21​-13:22​ - Первый в мире многоядерный "компьютер".
13:24​-18:45​ - Роль западных партнёров в формировании высокотехнологичных компаний в РФ.
18:48​-26:14​ - Тех.процесс и производство процессоров Эльбрус.
26:15​-28:17​ - Инфраструктура и карьера в компании МЦСТ.
28:19​-32:00 - Проектирование процессоров Эльбрус.
32:02​-36:44​ - Роль специалистов МЦСТ в компании Intel.
36:44​-44:27​ - Поддержка МЦСТ государством, "массовость производства" и создание рабочих мест.
44:29​-53:32​ - Особенность и безопасность архитектуры Эльбрус.
53:33​-59:54​ - верификация прототипов, оптимизация софта под процессоры Эльбрус, переходим на Linux.
59:54​-1:05:14​ - Операционная система Эльбрус.
1:05:16​-1:14:03​ -Виртуализация сторонних приложений, особенности программирования, перспективы разработки видеочипов.
1:14:04​-1:18:35​ - "Кадры решают всё", финансирование и желание зарубежных гигантов купить разработки российских специалистов.
1:18:36​ - 1:29:30​ Видеокарты, с которыми работают процессоры Эльбрус, визия и маркетинг развития компании МЦСТ.
1:29:30​-1:42:26​ - адаптирование производства под потребности рынка процессоров, разгон процессоров, эксплойты и превенция уязвимостей, написание кода, тензорные ядра.
1:42:26​-1:46:48​ - Регистры общего назначения и "проектирование низкого уровня".
1:46:49​-1:55:13​ - Перевод вычислений на аппаратные части, встроенный компилятор, превосходство Эльбрус над Intel.
1:55:13​-2:03:22​ - Лимит тех.процесса, видеокарты от компании МЦСТ, реалии производства процессоров в России, шаги на встречу обычному потребителю.

P.S. Дополню чуток (отдельные любопытные моменты).

5:37 – были даже языки программирования (по-русски пишешь, все дела). Упоминает о языке программирования «Эль-78» (тут я не понял – оговорка? Нашёл «Эль-76»).
5:54 – немного о Пентковском (развенчивается заблуждение о связи его фамилии с  происхождением названия «Пентиум»).
7:24 – о системе команд. Поясняет, что система команд взята чужая, «спарковская» (по лицензии), а микроархитектура своя.

Замечание от автора видео:
Цитировать
1) Из уважения к самоотверженному труду специалистов МЦСТ видео выйдет без рекламной интеграции.
2) С точки зрения продакшна получилось совсем не то, что я хотел. Теперь у меня есть опыт и следующие подобные работы будут лучше.
3) Вырезанные куски залью отдельно. Также отдельным видеоролик залью лекцию от главы отдела проектирования физического уровня процессоров. С вас прошу 50 тысяч лайков и репосты, чтобы поднять проблему.
4) Сделать хотели намного круче с точки зрения монтажа. Сказался недостаток опыта. В следующие разы сделаю во сто крат лучше.

Важное выделил.  :bw:

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #10 : 05 Апреля 2021, 15:21:10 »
В России разработан уникальный пятикубитовый квантовый компьютер. IBM сомневалась в возможностях россиян
https://www.cnews.ru/news/top/2021-04-05_rossiyane_razrabotali_unikalnyj
Цитировать
Российские ученые создали первую отечественную пятикубитную интегральную схему для квантовых вычислений. Над ней работали специалисты МФТИ, и это полноценный российский прототип квантового процессора, который может использоваться в квантовом машинном обучении. Глава IBM Арвинд Кришна в начале 2020 г. открыто выразил сомнение, что Россия способна сделать прорыв в области квантовых вычислений.

Отечественный квантовый процессор

В России разработана первая интегральная схема на базе пяти сверхпроводниковых кубитов в держателе. Ее создали специалисты Московского физико-технического института (МФТИ) в Лаборатории искусственных квантовых систем (ЛИКС), и, как сообщили CNews представители вуза, эту разработку можно считать прототипом квантового процессора.

Разработчики этой многокубитовой системы в своем официальном сообщении утверждают, что она уникальна и полностью управляема. С их слов, даже на нынешней стадии разработки она может применяться в квантовом машинном обучении – отдельной области науки на пересечении квантовой физики и современных технологий обработки информации.

Созданная в лаборатории МФТИ, интегральная схема была изготовлена при участии сотрудников Центра коллективного пользования (ЦКП) (еще одно подразделение МФТИ). На момент публикации материала она прошла ряд испытаний, которые показали, что все ее элементы работают именно с теми параметрами, на которые рассчитывали разработчики.

Шесть лет работы

Первый российский кубит, по словам научного сотрудника ЛИКС Алексея Болгара, был получен шесть лет назад, в 2015 г. непосредственно в этой лаборатории. С его слов, после этого сотрудники лаборатории и ЦКП продолжили работу в данном направлении. «Все эти годы сотрудники ЦКП МФТИ и лаборатории трудились над улучшением технологии изготовления сверхпроводящих квантовых структур с различной архитектурой. В результате сейчас мы имеем технологию, которая уже достаточно надежна для создания многокубитных вычислительных устройств. Созданная нами интегральная квантовая схема, в отличие от ранее разработанных в России прототипов, позволяет полностью контролировать состояние всех пяти кубитов. Такие интегральные схемы и необходимы для создания универсального квантового компьютера на сверхпроводящих кубитах. Это большой технологический успех», – отметил Алексей Болгар.

Представители МФТИ отметили, что создание российской многокубитовой интегральной схемы стало возможным благодаря четырем факторам, и первый среди них – это значительное улучшение контроля геометрических и электрических параметров туннельных контактов. По словам представителей вуза, эти контакты можно считать «сердцем» сверхпроводящих кубитов, поскольку от качества и воспроизводимости их изготовления напрямую зависит работоспособность всей квантовой схемы.

Второй фактор заключается в наладке технологии изготовления микроволновых резонаторов, добротность которых в однофотонном режиме составляет сотни тысяч. Это тоже очень важная часть квантовых интегральных схем – они нужны для считывания квантового состояния кубитов.

Третий фактор – отладка процесса изготовления «навесных мостиков» (air bridge), необходимых для подавления паразитных резонансных модов, что положительно сказывается на добротности структур. Но самой важной составляющей, позволившей специалистам МФТИ создать многокубитовую схема, по их мнению, является накопленный ими за последние несколько лет опыт в этой сфере.

Планы на будущее

В МФТИ не уточняют, когда именно начнется эра российских квантовых компьютеров, как и не раскрывают свои дальнейшие планы по разработке новых многокубитовых интегральных схем и их внедрению. По словам Алексея Болгара, принимавшего непосредственное участие в разработке пятикубитовой схемы, Для каких-либо дальнейших действий в этой сфере необходимо модернизировать как ЦКП, так и лабораторию ИКС в составе МФТИ.

«Наши текущие результаты говорят о том, что технологические и измерительные возможности ЦКП и нашей лаборатории позволяют отработать и выполнить все этапы, необходимые для создания элементов квантовых процессоров, от технологических чертежей до интегральной квантовой схемы на чипе и ее измерений. Однако дальнейшее развитие работ по созданию управляемых элементов квантового компьютера и самого компьютера потребует модернизации “чистой зоны” ЦКП и дополнительного оснащения лаборатории современным исследовательским оборудованием», – отметил Алексей Болгар.

IBM сомневалась в успехах России

Компания IBM в лице своего генерального директора Арвинда Кришны (Arvind Krishna) выказывала сомнения в возможностях России создать собственный квантовый компьютер. В конце февраля 2020 г. Кришна, возглавивший IBM в апреле 2020 г., заявил, что IBM опережает другие страны «на десятилетия, а то и больше». На момент этого заявления Кришна, как сообщал CNews, занимал пост старшего вице-президента IBM по облачным и когнитивным решениям.

Кришна также сообщил, что некоторые конкуренты компании, включая Google и ряд китайских предприятий, могут догнать IBM в ближайшие несколько лет. В потенциале России он усомнился: «Россия сообщила, что инвестирует несколько миллиардов рублей на создание квантового компьютера. Я полагаю, это вовсе не означает, что у них есть возможность сделать это», – отметил глава корпорации.

Арвинд Кришна ссылался на заявление директора по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерины Солнцевой, сделанное в ноябре 2019 г. Она говорила о проекте по инвестированию в квантовые компьютеры не просто миллиардов, а десятков миллиардов рублей, точнее, 24 млрд руб.

Слова Екатерины Солнцевой подтвердились в июне 2020 г., когда в распоряжении CNews оказалась дорожная карта, подготовленная госкорпорацией «Росатом» в рамках соответствующего контракта с Правительством. В ней говорилось, что на развитие квантовых вычислений планируется вложить 23,6 млрд руб.

Основные затраты, согласно документу, будут связаны с разработкой квантовых процессоров, причем четырех разных типов. Также запланировано создание облачной платформы для доступа к квантовых вычислениям.

Что до IBM, то компания делает определенные успехи на поприще квантовых вычислений. К примеру, еще в начале января 2019 г. она продемонстрировала разработанный ее специалистами прототип квантового 20-кубитного компьютера в оригинальном компактном корпусе.

Система представляла собой квантовое вычислительное устройство четвертого поколения, заключенное в герметичный корпус в форме куба с гранью длинной 2,75 м, который был выполнен из боросиликатного стекла толщиной 1,27 см. IBM позиционировала новинку как устройство для научного и коммерческого использования.
P.S. Достижения пока скромные, но, тем не менее, движение вперёд есть (главное, не останавливаться на достигнутом).

Ради объективности (мы сильно отстаём от лидеров в этой области):

IBM создала первый «персональный» квантовый компьютер
https://www.cnews.ru/news/top/2019-01-08_ibm_predstavila_samyj_kompaktnyj_kvantovyj
Цитировать
Так, в январе 2018 г. Intel представила свой 49-кубитный процессор Tangle Lake, а ранее CNews сообщал о создании учеными из Мэрилендского университета в Колледж-Парке симулятора 53-кубитного квантового компьютера на иттербиевых ионах и «первого в мире коммерческого квантового компьютера» IBM Q, доступ к которому возможен через облачный сервис IBM Cloud.

ArefievPV

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 289
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: Россия и научно-технический прогресс.
« Ответ #11 : 09 Апреля 2021, 13:42:40 »
В России испытали двигатель для перспективных орбитальных самолетов
https://tass.ru/ekonomika/11103513
Цитировать
Это позволит в 1,3-1,5 раза увеличить максимальную дальность и массу полезной нагрузки летательных аппаратов, отметили в объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха

МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха испытала демонстратор пульсирующего детонационного двигателя для перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов и орбитальных самолетов. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе госкорпорации "Ростех".

"Первый этап испытаний демонстратора пульсирующего детонационного двигателя успешно завершен. Демонстратор выдал требуемые показатели. На отдельных режимах работы удельная тяга до 50% превысила показатели традиционных силовых установок. В перспективе это позволит в 1,3-1,5 раза увеличить максимальную дальность и массу полезной нагрузки летательных аппаратов", - сказали в авиационном кластере Ростеха.

Пульсирующий детонационный двигатель разработан в ОКБ им. А. Люльки (филиал ПАО "ОДК-УМПО"). В нем реализуется более экономичный, в отличие от используемого в существующих газотурбинных двигателях, термодинамический цикл. Оснащенные таким двигателем летательные аппараты будут иметь лучшую динамику полета и маневренность.

Макет пульсирующего детонационного двигателя впервые был представлен на Международном военно-техническом форуме "Армия-2017".