Сапольски, Най, Деннет, Пинкер и др. о свободе воли [Big Think]
Свобода воли сейчас кажется неисчерпаемой темой для дискуссий. И потому представляем на ваш суд несколько мнений, высказанных известными мыслителями и учёными. С кем из них вы согласны? Давайте обсудим.
P.S. Добавлю свои две копейки.
Свобода воли и ответственность – вещи разные.
Для живого организма,
воля – это соотношение (или равнодействующая) сразу множества стремлений/желаний – от сиюминутных до стратегических. Воля системы, как некая независимая от среды существования этой системы сущность – это иллюзия.
Когда баланс смещается в сторону стратегических желаний (типа, стратеги побеждают), то обычно говорят о проявлении силы воли и обзывают это настойчивостью, целеустремлённостью (иногда обзывают такое проявление и в негативном ключе – упёртость, упрямство). Кода сиюминутки побеждают, то обычно говорят о проявлении слабоволия, бесхарактерности.
Свобода же – это иллюзия, обусловленная нашей ограниченностью, как наблюдателя определённого уровня, в возможностях и способностях выявить все связи и взаимозависимости, некоего, якобы свободного, внешнего объекта/субъекта и/или своего внутреннего оцениваемого состояния, решения, желания и т.д. и т.п. Благодаря этой ограниченности наблюдателя мы придумываем для объяснения мира различные понятия – случайность, вероятность, возможность и т.д.
На всякий случай повторю определение наблюдателя:
наблюдатель – это локальное и актуальное отражение действительности. Уровень отражения определяет уровень наблюдателя.
Если же использовать понятие свободы в чисто механическом смысле слова, как число степеней свободы у звена механизма, то такая свобода, конечно, имеется.
Кстати, отсюда становится понятно, почему мы наделяем некоей свободой сложные системы – попробуйте определить (и предсказать), как будет двигаться какое-то звено сложного механизма. Здесь, свободу движения некоего звена следует трактовать именно как независимость его от какого-то единственного другого звена – движение звена будет зависеть сразу от множества других звеньев (а в физических системах – буквально от всех звеньев будет зависеть).
Понятно, что сиюминутные желания в большинстве своём определяются «программным обеспечением» нижнего и среднего уровней, направленным на удовлетворение текущих (актуальных) потребностей.
Условно говоря, «программное обеспечение» нижнего уровня является врождённым почти на 100% (оно «рулит» врождёнными рефлексами, стремлениями и т.д.), а «программное обеспечение» среднего уровня «инсталлируется» поверх (оно «рулит» условными рефлексами, динамическими стереотипами, привычками, оценками, желаниями и т.д.).
Эмоции следует частично относить к нижнему уровню (так база и основа эмоций также определяется наследственностью почти на 100%), а частично – к среднему уровню (эмоции конструируются на основе знаний/опыта (на основе имеющегося контекста) и врождённой базы и основы). Чувства формируются на основе эмоций и знаний/опыта – то есть, они относятся к среднему уровню.
Стратегические желания определяются высокоуровневым «программным обеспечением», которое «инсталлируется» в процессе жизни окружением, поверх «программного обеспечения» среднего уровня. Кроме того, важно понимать, что
«инсталлированное» «программное обеспечение» для системы становится уже по определению – своим, внутренним, родным и т.д.
Например, нравственность (внутренняя мораль) – это «программное обеспечение» индивидуума высокого уровня, которое было в него «инсталлировано» социумом.
Мораль – это правила поведения членов социума – по сути, «программное обеспечение» социума, способствующее самосохранению данного социума. И, понятно, что при «инсталляции» морали в индивидуум, внутри такое «программное обеспечение» окажется в другой форме, нежели в социуме (вне особей, между особями) – в форме «программного обеспечения» под названием нравственность (конкретного индивидуума).
Понятно также, что «инсталляция/установка» «программного обеспечения» социума будет сильно зависеть и от условий «инсталляции», и от свойств/качеств (и врождённых, и приобретённых) индивидуума, и от качества «программного обеспечения» социума и т.д.
И если нравственность конкретного члена социума не обеспечивает правильного поведения (правильного, с точки зрения социума) этого члена социума, то социумом (через других членов социума, разумеется) принимаются меры – данный индивидуум перевоспитывается, изолируется, изгоняется, убивается. Метод/способ решения проблемы во многом зависит от социума.
То есть, личная ответственность определяется тем «программным обеспечением», которое социум «инсталлировал» в индивидуума в процессе обучения, воспитания, дрессировки, и она зачастую идёт вразрез со свободой воли (по сути, с желаниями) индивидуума.
Но самое главное,
с точки зрения социума, ответственность индивидуума наступает независимо от того, мог ли индивидуум противиться неправильному поведению или не мог. Другое дело, что мера ответственности зависит от конкретной системы правил поведения для членов социума – больного могут просто изолировать или попробовать лечить, неопытного или неграмотного могут попробовать обучить, маленького попробуют воспитать. И вообще – в сложном продвинутом социуме все эти моменты обозначены и формально прописаны/проговорены.
Связанная с этими вещами (пресловутой свободой воли, нравственностью, моралью)
справедливость для индивидуума – это оценка ситуации с точки зрения внутреннего «программного обеспечения» высокого уровня.
Отсюда становится понятно, что справедливость для каждого индивидуума своя (как и мораль для каждого социума своя). И хорошо, если оценка индивидуума совпадает с оценкой социума – тогда для индивидуума всё справедливо. Если не совпадает, то плохо, но во всех таких ситуациях обычно социум «рулит».
Высшую справедливость (справедливость системы), нам (как элементам этой системы) очень трудно понять (и ещё сложнее, принять) – реализация такой справедливости иногда смотрится, как жестокость, как бессовестность, как аморальность, как безнравственность, как вопиющая несправедливость и т.д.
Тут
следует понять и принять –
система всегда «рулит» своим элементом – справедливость системы всегда выше справедливости элемента. И всякие фразы, вроде: «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас», это бред и чушь – мы часть мира и мир нами «рулит»…