Нью-Йоркская декларация о сознании животных: что значит быть летучей мышью?
https://neuronovosti.ru/nyu-jorkskaya-deklaratsiya-o-soznanii-zhivotnyh-chto-znachit-byt-letuchej-myshyu/
P.S. Всё тащить не стал (там многое повторяется), только цитату с упоминанием, что проводятся конференции:
4-9 мая 2024 года в городе Катманду в Непале проводится Вторая конференция по сознанию животных “Как изучать и понимать нечеловеческое сознание” (“How to Study and Understand Non-Human Consciousness”), организуемая Константином Анохиным, академиком РАН и директором Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова. Во Второй Конференции принимают участие 27 спикеров, имена 11 из которых мы можем найти под Нью-Йоркской Декларацией (помимо Константина Анохина это, в том числе, Ева Яблонка, израильский генетик и эволюционный биолог и философ Вальтер Веит (Walter Veit) из Великобритании). Впрочем, есть там и противники декларации. Эта конференция посвящена поиску подходов, экспериментов и тестов для изучения нечеловеческого сознания. Ее можно считать следующим этапом в исследовании проблемы: на предшествовавшей ей Первой Конференции по Сознанию Животных (1-5 мая 2023 года), были поставлены вопросы эмпирического и теоретического определения круга явлений, относимых к области сознания.
Добавлю ещё одну цитату из заметки и прокомментирую её:
Критическая важность такого рода конференций объясняется довольно просто: без понятной методологии исследований сознания невозможны далекоидущие выводы, а результаты экспериментов могут трактоваться любым способом. Некоторые ученые не признают наличие сознания у нечеловеческих животных, при этом не отказывая им в сложности перцептуального поведения: научное сообщество далеко от консенсуса по вопросам сознания. К примеру, Хакван Лау (Hakwan Lau), нейробиолог из Института Мозга в РИКЕН (the Riken Center for Brain Science) в Японии, считает, что у нас нет решающих доказательств наличия сознания у животных. Его ключевой аргумент заключается в том, что чувственность животных может быть не связана с сознанием, ведь и у людей процессы перцепции делятся на осознаваемые и неосознаваемые. В такой призме эксперименты, доказывающие способность животных к переживанию радости и горя никак не приближают нас к пониманию сознания.
Уже говорил, что
механизм сознания в сложных системах многоуровневый. Каждый уровень использует свой формат как знаний, так и осознаваемого для проведения операции сравнения/сопоставления (для осознания) осознаваемого с имеющимися знаниями. Само собой, у каждого уровня не только свой формат знаний, но и свои знания, которые ему доступны. Тут важно понимать, что даже одни и те же (типа, условно одинаковые) знания, но в разном формате, это разные знания.
Некоторые (возможно, большинство) люди сознанием считают только высший уровень и только человека, который использует преимущественно социальные знания в языковом формате (то есть, в формате второй сигнальной системы). Само собой, эти люди не предполагают (даже мысли такой не допускают), что уровней сознания может быть много.
Языковая модель мира у нас начинает складываться уже после года (ближе к трём годам она уже есть в минимальном варианте), то мы все прочие знания из чувственного личного опыта, полученные в этот период (и, разумеется, получаемые после этого периода), переводим в формат второй сигнальной системы. А всё, что не переведено в формат второй сигнальной системы, мы не осознаём на высшем уровне (в том, числе и чувственный личный опыт до начала освоения языка), эти знания становятся недоступны для нашего высшего уровня.
Отсюда и всякие там идеи:
– что младенцы сознанием не обладают (просто у них ещё не сформирована языковая модель мира, и пояснить на понятном взрослым языке они ничего не могут). Кстати, мы из-за этого и вспомнить первые месяцы после рождения не можем (чувственный опыт не переведён в формат второй сигнальной системы, мы ведь тогда не владели речью).
– что у нас есть какие-то несознаваемые процессы (просто они неосознаваемые именно для высшего уровня с его форматом, а на нижележащих уровнях в их форматах там прекрасно реализуются операции сравнения/сопоставления осознаваемого с имеющимися знаниями),
– что животные не обладают сознанием (просто они не могут нам пояснить в формате второй сигнальной системы, у них отсутствует наша (или подобная нашей) языковая модель мира).