Почему невозможно разучиться ездить на велосипеде: ответ вас поразит!
https://www.techinsider.ru/science/1564125-pochemu-my-ne-zabyvaem-kak-ezdit-na-velosipede-otvet-vas-porazit/Можно забыть математические формулы, которые изучали в школе, куда положили ключи и то, что происходило вчера... Но почему невозможно забыть, как кататься на велосипеде, даже если многие годы отсутствовала практика? Наука нашла объяснение этому удивительному факту.
Все дело в типах воспоминаний.
Разные типы воспоминаний хранятся в разных областях нашего мозга. Долговременная память делится на два вида: декларативная и процедурная. Разберемся с каждой из них.
Декларативная
Она в свою очередь делится на еще два типа: воспоминания о событиях, например, о первом поцелуе, называются эпизодической памятью. Фактические знания, такие как столица России или количество хромосом в мозге здорового человека, являются частью семантической памяти. У этих двух типов декларативного содержимого памяти есть одна общая черта — вы осознаете эти знания и можете передавать их другим.
Процедурная
А такие навыки, как игра на музыкальном инструменте или езда на велосипеде, закреплены в отдельной системе нашего мозга — в процедурной памяти. Она управляет процессами, чаще всего, находящимися ниже границы уровня сознания.
Исследование
Одно из самых известных исследований, показывающих отдельные системы памяти, было проведено с участием эпилептика Генри Густава Молайсона. В 1950-х годах он перенес операцию по удалению части мозга, включая большую часть гиппокампа. После процедуры врачи обнаружили, что, хотя количество приступов эпилепсии уменьшилось, пациент не смог сформировать новые воспоминания. Он также не помнил многие эпизоды из прошлого — до операции.
Чтобы разобраться в этом случае, нейропсихологи провели с Молайсоном различные тесты. В одном из них они попросили его нарисовать пятиконечную звезду на листе бумаги, глядя на нее через зеркало. Зрительно-моторная координация эпилептика улучшилась в течение нескольких дней после операции, но пока он выполнял задание, он не запоминал, как это делал. Это означало, что пациент мог развивать новые процедурные воспоминания, но не декларативные.
Ученые утверждают, что даже при черепно-мозговой травме система процедурной памяти практически никогда не нарушается. Это происходит потому, что базальные ганглии — структуры, ответственные за обработку недекларативной памяти - относительно защищены в центре мозга.
Однако до сих пор неясно, почему содержимое именно процедурной памяти практические никогда не забывается. Существуют лишь теории, и одна из них гласит, что в областях, где закреплены модели движения, у взрослых может образовываться меньше новых нервных клеток, поэтому вероятность стирания таких воспоминаний меньше.
Выходит, что научившись ездить на велосипеде однажды, избавиться от этого навыка будет не так уж и легко.
P.S. Комментарий по выделенному тексту.
Разные типы воспоминаний хранятся в разных областях нашего мозга.
Воспоминания не хранятся, воспоминания формируются каждый раз заново. Хранятся «записи», а воспоминания формируются на основе этих «записей». То есть, «запись» не корректно приравнивать воспоминанию.
Кроме того, каждый акт вспоминания зачастую может изменить «запись» (грубо говоря, память модифицируется при частом вспоминании).
У этих двух типов декларативного содержимого памяти есть одна общая черта — вы осознаете эти знания и можете передавать их другим.
Она управляет процессами, чаще всего, находящимися ниже границы уровня сознания.
Опять высший уровень сознания приравнивают к сознанию вообще.
Осознание идёт на высшем уровне, знания для которого формируются под воздействием социума, потому и передача этих знаний другим особям социума возможна. Вообще, язык, он, для социума (соответственно, и все прочие знания, кодируемые и передаваемые с помощью языка), для взаимодействия особей в социуме.
Это именно социум формирует в особи эдакое «представительство социума» (с соответствующим программно-аппаратным интерфейсом) в виде языковой модели окружающего мира. Для отдельной изолированной (и выросшей вне социума) особи такой язык не нужен и сам собой он у неё не сформируется. По сути, язык является продуктом социума, а в мозгах особей формируется только его урезанное (и адаптированное под конкретные мозги с учётом средового окружения) отражение.
Ну, а так-то, любой процесс/акт осознания на любом уровне возможен только при наличии соответствующих знаний (для данного уровня). То есть, и езда на велосипеде происходит осознанно (на уровне выученных автоматизмов, так сказать), так как есть наличие соответствующих знаний (для данного уровня), полученных в результате обучения.
Любая реакция (даже просто оценка чего-нибудь), основанная на имеющихся знаниях (хоть врождённых, хоть приобретённых) извлечённых (и преобразованных в необходимую для использования механизмом сознания форму) из любого типа памяти, является осознанной.
Другое дело, что осознанной эта реакция будет не на высшем уровне механизма сознания (поэтому и сами знания, и результаты осознания предать другим невозможно), а на уровнях ниже (на тех уровнях, где и «прописались» соответствующие знания). То есть даже рефлекс (хоть врождённый, хоть условный) является тоже осознанной реакцией, так как он реализуется на основе (с учётом, в соответствии) имеющихся знаний. А уж насколько эти знания адекватны (соответствуют) текущей и/или перспективной обстановке/ситуации, это отдельный вопрос.