МОЗГ И ГРЕХ. Разговор нейробиолога и священника (Дубынин, Великанов) / Подкаст «Райсовет»
00:00 - Интро.
02:00 - Почему мы переедаем? Как работает мозг?
05:55 - Можно ли объяснить искушения нейробиологией?
07:30 - В чем разница между психологом и психиатром?
08:50 - Как "работает" грех?
11:15 - Получение удовольствия – природная программа человека?
13:33 - Депрессия или уныние?
15:55 - Что такое сила воли с точки зрения нейробиологии?
21:20 - Гармонично развитая личность – это опасно? Где границы нормы?
24:27 - Мозг фиксирует нашу меру потребностей?
26:00 - Что является в человеке источником воли? При чем тут сердце?
30:10 - Что такое любовь с точки зрения нейробиологии?
32:30 - Почему память на запахи отличаются от других видов памяти?
35:55 - Любовь – это только эмпатические отношения?
40:10 - Можно любовь увидеть на МРТ?
41:30 - Можно к ангелам применять категории "телесный" или "бестелесный"?
43:20 - Есть ли в системе ученого место для Бога?
45:30 - Какой опыт встраивается в генную память, а какой нет?
50:00 - Агрессия – это самая страшная бомба, которую эволюция заложила в наш мозг (с)
54:00 - Есть ли у человека потребность в унынии?
59:10 - Гордыня, эго и свобода.
1:04:30 - Неужели все можно объяснить нейронами?
МОЗГ И ДУША. Разговор нейробиолога и священника (Дубынин, Великанов, Мацан) / Подкаст «Райсовет»
00:00 - Интро.
01:37 - Эмоции и эмоциональный интеллект. Что это?
04:50 - Эмоции помогают или мешают нам?
06:50 - Гнев и агрессия. Зачем нам они и как это работает?
14:00 - Гнев с точки зрения христианства.
17:16 - Откуда у маленького ребенка гнев?
20:00 - Источник негативных эмоций.
21:10 - Что такое воля? Мнение нейробиолога и священника.
23:30 - Сексуальное влечение с точки зрения работы мозга.
27:40 - Любовь с точки зрения нейрофизиологии. Моногамия или полигамия.
30:30 - Сексуальное влечение с точки зрения христианства.
34:50 - Моногамия и девственность.
36:20 - Полиаморные отношения с точки зрения психологии и христианства.
39:00 - Честь и достоинство с точки зрения нейробиологии.
41:00 - Эталон человечности и праведности.
46:00 - Лжеименный разум.
49:40 - Религиозный подвиг и зона комфорта.
53:20 - Разум и сознание с точки зрения нейрофизиологии.
56:20 - Речь человека и дар слова. Есть ли речь у касаток и обезьян?
1:01:10 - Создание человека Богом.
1:01:05 - Почему смерть – это благо?
1:10:12 - Зависть с точки зрения нейробиологии.
1:15:00 - Бывает ли "полезная" зависть?
1:19:20 - Тщеславие и гордыня с точки зрения нейробиологии.
1:23:09 - Можно ли извлечь из тщеславия пользу христианину?
1:28:20 - Жадность и щедрость, альтруизм у животных.
1:30:18 - Человек в состоянии хуже, чем животное.
1:38:00 - Потребность человека быть в группе.
1:44:00 - Вера – это подвиг.
1:46:00 - Свобода воли, совесть, культура.
Прокомментирую (отсебятина, конечно, полная, но уж как есть).
Между взглядами Великанова и Дубынина (их точками зрения, позициями, системами отсчёта) на понятия воли, сознания, цели, чувства (в том числе, любовь), желания и пр. вижу разрыв (даже можно это дело пропастью обозвать). Кстати, насчёт агрессии позиции ближе (есть частичное пересечение). Понятно, что собеседники обсуждают очень много разных понятий, я же прокомментирую только часть из них.
Дубынин описывает реализацию (и механизм, и задействованные процессы, и места локализации), но избегает обобщения и конкретных формулировок сути этих понятий. Тем более не описывает соотношение между различной сутью – то есть, что из чего вытекает и каково соотношение между ними. Забавно ещё то, как Дубынин описывает организм (типа, это упаковка для генов), а ведь нечто подобное и я высказывал:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9509.msg195327.html#msg195327https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg202153.html#msg202153https://paleoforum.ru/index.php/topic,9509.msg202680.html#msg202680Разумеется, здесь только малая часть моих высказываний, в нескольких темах я это дело разворачивал в целую концепцию.
Великанов описывает суть, но совсем в другой терминологии. А вот с описанием реализации у него более скудно.
Но и тот, и другой постоянно говорят, что мы (а мы – это кто вообще?) должны управлять эмоциями с помощью воли. Это как вообще?
Воля – это приоритет одних желаний над другими, а не нечто независимое от желаний. При этом, когда побеждают более «дальнобойные» (так сказать, стратегические) желания, мы обозначаем, как проявления воли, а ежели наоборот, то обзываем таковое безволием. И то, что люди не видят и не осознают эту связь, весьма печально.
Попробую «перекинуть мостик» в виде обобщённого взгляда (более общей системы отсчёта) на всё это. Соответственно и определения сути у меня формулируются исходя из этого обобщённого взгляда.
Начну чуток издалека.
Во-первых, напомню, что
интеллект системы – это вычислительный функционал системы (грубо говоря, набор алгоритмов, программ и т.д.).
В-вторых,
навыки (и двигательные, и умственные)
– это тоже функционал.
В-третьих,
любой функционал (любая программа, любой алгоритм, любой навык)
является формой знаний. И знания могут быть разные – врождённые и приобретённые, верные и ложные (адекватные/соответствующие и неадекватные/несоответствующие), приоритетные и неприоритетные, общие и частные и т.д. и т.п. (категорий много).
В-четвёртых,
функция и свойство/качество, это понятия связанные – это именно наблюдатель в своей системе отсчёта наделяет свойствами/качествами (а, следовательно, и вполне определённой функциональностью, вытекающей из этих свойств/качеств) объекты.
В-пятых,
любые знания (как и любые свойства)
системы, при прочих равных, определяются структурой этой системы (структура – это совокупность связей, а связь – это взаимодействие). Соответственно, и
реакция системы на воздействие, при прочих равных, определяется структурой данной системы.
Теперь частный пример (очень-очень условный).
Вот есть у нас шар, форма которого позволяет ему при определенных условиях катиться по поверхности (эдакая способность к качению). Где же находится данное «уменье/навык» (данная способность) катится? Да всё там же, где и остальные способности/уменья/навыки/знания – в структуре (внешняя форма также определяется структурой).
То есть, шар «знает», как и куда катится при определённом воздействии в определённых условиях и эти его знания могут быть как врождёнными (система сразу появилась/родилась как шар), так и приобретёнными (система некоторое время выживала в окружении бьющих по ней частиц, в результате чего и приобрела форму шара – типа, «научилась» качению). Здесь можно и другие категории знаний подтянуть – верные и ложные (опять-таки с точки зрения соответствия или несоответствия каким-то условиям, какой-то ситуации, какой-то системе отсчёта и т.д.). Обычно большинство оценок категории верность или ложность связаны (непосредственно или опосредованно) с выживанием/самосохранением системы.
А теперь начну формировать «мостик».
Если условно выделить рациональный интеллект и эмоциональный интеллект, то легко можно понять, что
рациональный интеллект не ставит себе задачи, рациональный интеллект решает задачи.
Задачи (обычно в форме желания и/или дискомфорта)
рациональному интеллекту ставит эмоциональный интеллект,
который, в свою очередь,
получает задание, если так можно выразиться, от внутреннего гомеостаза соответствующего уровня.
Рациональный интеллект намечает пути решения поставленной задачи и, само собой, эти пути решения рациональный интеллект способен разбить на этапы решения – на последовательность промежуточных задачек, которые надо решить для достижения конечной цели.
Кстати,
постановка цели это, не что иное, как преобразование желания и/или дискомфорта (сжатого/редуцированного до образа)
в формат рацио (например, формализация в знаках принятой системы коммуникации).
Разумеется, если говорить о разбиении пути достижения и формировании промежуточных задачек, то можно сказать, что рациональный интеллект ставит себе задачи, но это будет не корректно – он ведь только разбивает решение поставленной задачи на отдельные этапы, не более.
Если совсем уж утрировать, то всё начинается с
нарушения гомеостаза соответствующего уровня, которое и порождает стремление (как направленный потенциал),
направленное на восстановление гомеостаза. И если произошло нарушение гомеостаза, которое автоматически не было ликвидировано ещё на своём уровне, то сигнал о нарушении дошёл до следующего уровня (в нашем случае –
до лимбики, до «вместилища» эмоционального интеллекта, так сказать) и там уже преобразовалось в потребность, желание или дискомфорт.
Понятно, что в виде ощущений «волна преобразований» от нарушения гомеостаза докатывается и высших уровней (зачастую и осознаётся на высшем уровне сознания).
Ощущение, это и есть отголосок бывшего или текущего нарушения гомеостаза. Не всегда ощущение преобразуется в боль и/или в дискомфорт или желание – слабое и/или не критическое нарушение так и остаётся только ощущением.
Замечание в сторону.
Очередной уровень гомеостаза точно так же как и уровень наблюдателя, и уровень сознания
формируется путём интеграции элементов нижележащего уровня. Соответственно, уровень гомеостаза нервной системы (особенно, гомеостаза головного мозга (гомеостаза, как в целом, так и неких временных локальных закольцовок) сам по себе является производным (результатом интеграции) от целой «пирамиды» гомеостазов нижних уровней. Но это не означает, что он не обладает некоторой степенью автономности, поскольку
закольцованность потоков электрохимических сигналов в нейронных сетях мозга (воспроизводящейся раз за разом нейронной активности, так сказать)
обеспечивает ему определённую устойчивость (временную, но, тем не менее, устойчивость).
Что характерно,
для таких динамичных систем, как нейронные сети, довольно-таки
высока вероятность возникновение временных локальных закольцованных потоков электрохимических сигналов. На этом базируется и обучение, и настойчивость, и зацикленность, и мания, и даже (на удивление!) бездушие/бесчувственность (типа, голый рационализм, свойственный социопатам) и многое другое.
Например, если в силу индивидуальных особенностей и сложившейся ситуации произойдёт закольцовка через «вместилище» рационального интеллекта, минуя «вместилище» эмоционального интеллекта, то результат (решение, действие, формирование представления и т.д.) может оказаться опасным для окружающих. Ведь социопат может действовать и думать весьма логично и рационально, но абсолютно безжалостно и безо всякого сострадания к окружающим.
Кстати,
в данном случае, в нейросетях временно формируется аналог локального гомеостаза высокого уровня (в данном случае на уровне рационального интеллекта).
И если это не патология, а случайная ситуация, то это ещё терпимо. А если такое происходит часто и различных ситуациях (типа, легко формируется аналог локального гомеостаза высокого уровня), то это уже может быть опасным как для окружающих, так и для самого человека.
Продолжу.
Теперь организм уже на уровне эмоционального интеллекта пытается (обычно с помощью рефлексов (врождённых и приобретённых), динамических стереотипов и привычек) решить поставленную задачу – удовлетворить потребность или желание, ликвидировать дискомфорт.
Следует понимать, что эмоциональный интеллект, это самый настоящий интеллект (даже с точки зрения консервативного подхода) – его функционал позволяет преобразовывать сигнальные потоки, делать оценку, «включать» запоминание, блокировать сигнальные потоки (например, блокировать негатив), распознавать (например, эмоции и намерения других) и т.д. и т.п. То есть, у эмоционального интеллекта богатейший вычислительный функционал.
Не получилось решить задачу на этом уровне сигналы идут выше (
в нашем случае – до неокортекса, до «вместилища» рационального интеллекта, так сказать). Теперь организм пытается решить поставленную задачу уже на уровне рационального интеллекта (обычно с помощью знаний социума, логики и правил поведения (морали)). Перечислять спектр функционала рационального интеллекта, думаю, не надо – это известно даже на бытовом уровне (например, абстрагирование/обобщение и способность сравнивать/сопоставлять осознаваемое со знаниями социума (это как раз присуще высшим уровням сознания)).
Если есть соответствующие знания (навыки, в том числе и умственные, это тоже знания), то рациональный интеллект решает поставленную задачу с помощью них, если их нет (или их недостаточно), то запускается программа поиска подходящих знаний (зачастую методом проб и ошибок или случайным перебором).
Характерно, что о воле, целях, сознании начинают рассуждать именно с уровня рационального интеллекта, ведь его функционал неплохо работает в формальном режиме, используя знаки. И вот здесь возникают сложности с выявлением причин, откуда что берётся и что это такое и т.д. (я сейчас про волю, цели, сознание). Эти сложности возникают из-за отсутствия понимания, что такое цели, что такое воля, что такое сознание.
В результате начинают искать эти сущности в организме (типа, где они базируются и в какой форме), наделять эти сущности некоей автономностью (что допустимо) и независимостью (что недопустимо) и т.д.
Главная же проблема заключается в том, что люди пытаются подменить эмоцию/чувство рациональностью/логикой, а желание/хотение волей. Но это так не работает, поскольку
рациональность/логика и воля вторичны (они производные сущности),
а эмоции/чувства и желания/хотения первичны по отношению к ним (само собой, по отношению к нарушению гомеостаза они тоже оказываются производными).
Соответственно, и
осознать первопричины, находящиеся на нижележащем уровне, с вышестоящего уровня, невозможно – знания (как и их формат) нижележащего уровня вышележащий уровень использовать не может (недоступны они ему).
Желание – это интерпретация (обычно в рамках эмоционального интеллекта) возникшего стремления, которое появилось в результате нарушения гомеостаза.
Воля – это выражение приоритета одних желаний перед другими. И
как таковой воли, независимой от желания (а наоборот, преодолевающей эти желания)
не существует – мы не свободны от наших желаний. А то, что приоритет одних желаний перед другими мы никак не связываем с желаниями – это просто результат нашей ограниченности (и, наверное, зацикленности на общепринятой точке зрения).
И, разумеется, реализаций достаточно сложных желаний (особенно, «дальнобойных») занимается рациональный интеллект (у него и функционал богаче, и знания социума он использует шире). Отсюда и связь воли и рацио – стратегическое желание без рационального интеллекта не реализовать. То есть,
замкнулась/закольцевалась нейронная активность через знания социума (когда формировались пути решения, как реализовать желание)
и возник временный локальный гомеостаз высокого уровня – вот вам и «источник воли». Само собой, этот «источник воли» может оказаться и причиной упрямства, и причиной своеволия, и причиной непокорности, а не только причиной достижения рациональной цели.
Отсюда же и иллюзия, что воля, это нечто независимое от желаний и стоит выше их (типа, где-то там – в рацио). По этой же причине и сознание сюда приплетают – ведь высшие уровни сознания, как раз, со знаниями социума и работают.
Но, как уже сказал, мотивация («источник силы», так сказать), что у высших уровней сознания, что у рационального интеллекта один и тот же – эмоциональный интеллект (эмоции и чувства). В свою очередь, и эмоциональный интеллект не сам по себе, а «включается» гомеостазом соответствующего уровня (точнее, нарушениями этого гомеостаза). Но и это ещё не всё – нарушения гомеостаза тоже не само по себе происходит, а возникает (обычно опосредованно) в результате внешних воздействий. Такая вот длинная цепочка влияний получается…
Вера – это выражение приоритета одних знаний перед другими. Именно с помощью приоритетных знаний мы и оцениваем прочие знания.
Цель – это конечное желаемое состояние (типа, желание редуцированное/сжатое до образа).
Про ощущения не буду (и так понятно), а про сознание уже много писал.
Возможно, роль «мостика» может сыграть понимание, что наше рацио не порождает мотивацию и, как следствие, оно только может интерпретировать (и затем пояснять, оценивать и т.д.) мотивирующее действие эмоций/чувств. Мало того, даже эмоциональный интеллект сам по себе мотивируется (если так можно выразиться) с ещё более глубокого уровня – с уровня гомеостаза.
Что самое забавное, нарушение гомеостаза возникает вследствие воздействия (обычно через кучу посредников) окружающей среды (например, в виде воздействия на сенсорику). А ведь отсюда чуть ли не прямо следует, что системой управляет среда. Круг замкнулся…
Было бы хорошо, на мой взгляд, если бы собеседники смогли посмотреть на происходящее не со своей точки зрения, а с обобщённой точки зрения (с высоты птичьего полёта, так сказать) – с философской позиции достаточно высокого уровня абстрагирования. Но даже в таком виде беседа (и в первом видео, и во втором) оказалась очень интересной.
Отдельный респект и уважение Дубынину!
Момент про уровни обобщений (уровни абстрагирования) с 01:00:25 весьма любопытный (до этого уровня в развитии «не доходит половина взрослых людей»).
P.S. Добавлю немного ссылок (на всякий случай, если вдруг кто-то захочет углубиться в обсуждаемую терминологию).
Про волю:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg219693.html#msg219693Тут
одна из первых «озвучек» формулировки понятия воля.
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9673.msg238867.html#msg238867https://paleoforum.ru/index.php/topic,9673.msg239141.html#msg239141А вот тут уже куча всего (и про веру тоже имеется)
из личной переписки (и формулировки понятия воля образные).
Ещё можно глянуть это сообщение (там тоже ярко и образно):
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg257576.html#msg257576Здесь немного по цель:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,2220.msg239943.html#msg239943https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg264938.html#msg264938А здесь немного о вере и знаниях:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg253597.html#msg253597https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg253795.html#msg253795И совсем немного о сознании и интеллекте:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg257572.html#msg257572https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg257574.html#msg257574