Несколько замечаний про относительность разумности. Чуток вольных размышлизмов
не спора ради, а дабы не забыть.
Если по-простому, то
культура социума – это совокупность навыков (в том числе, и мыслительных навыков, и навыков взаимодействия)
особей социума.
Обычно
социум, это совокупность взаимодействий особей вида/популяции, обеспечивающая существование этого вида/популяции (выживание вида/популяции, самосохранения вида/популяции). Если интерпретировать более широко, то под это определение подпадают и различные группы по интересам, и сообщества различных уровней и категорий (от микробных сообществ до биоценозов и биосферы; от органов до многоклеточного организма).
Материальная культура (в том числе, письменная культура) в конечном итоге также сводится к совокупности навыков – навыков изготовления, навыков применения, навыков определения предназначения и пр. Для письменной культуры – навыков чтения, навыков интерпретации прочитанного, навыков написания и т.д. и т.п.
Если разобраться, то любая технология цивилизации (даже самая продвинутая, типа, компьютерной технологии) в конечном итоге также сводится к совокупности навыков.
Важный момент – социум формируется из особей (из элементов) не только как процесс отбора готовых подходящих особей, но как процесс изменения особей под воздействием других особей, формирующегося (или сформированного) социума. Особи нашего вида легко поддаются изменениям (особенно в детском возрасте) – внутри особей формируются различные навыки, поведенческие (двигательные и мыслительные) шаблоны, установки, привычки и т.д. По сути,
окружающий социум программирует особь.
Само собой, программы получаются слегка глючными, неточными и неоднозначными, слегка криво инсталлированными и т.д. Попробуйте инсталлировать программу на «плывущее» «железо» (постоянно меняющееся под воздействиями среды) таким вот распределённым способом – сразу поймёте, насколько это нетривиальная задача. Плюс, те, кто инсталлирует, сами обладают глючными экземплярами. Даже инсталляция с устойчивых носителей (например, из текста в книге) не гарантирует точности – мы почти любой текст умудряемся интерпретировать по-своему.
Зачастую такие изменения (типа, инсталлированные социумом программы поведения)
в особях вступают в конфликт с имеющимися врождёнными биологическими программами поведения и/или с программами, сформировавшимися вне социума (например, в процессе накопления опыта проживания в природе вне социума). Мало того, подобные межпрограммные конфликты внутри особи возникают и переходе особи в другой социум (при попадании особи в другое социальное окружение). Какие программы возьмут вверх, зависит от множества факторов – от пластичности мозга, от возраста особи, от предыдущих усвоенных навыков, от интенсивности социального взаимодействия и т.д.
Радикальные примеры, когда инсталлированная программа идёт вразрез с самосохранением особи (совокупность программ, обеспечивающих самосохранение/выживание особи), это появление всяких шахидов-смертников, самоубийц, жертвователей-героев и пр.
Привычные примеры, когда врождённая программа идёт вразрез с самосохранением особи, это проявление так называемого родительского инстинкта (и вообще, различных комплексов поведения, обеспечивающих размножение). Это, кстати, весьма наглядно демонстрирует, что
биологическая система (вид/популяция) является системой более высокого ранга/уровня, нежели отдельная особь этого вида/популяции. Ведь, и родительское поведение, и поведение, реализующее репродуктивные функции в абсолютном большинстве вредят самосохранению/выживанию самой особи, но способствуют самосохранению/выживанию вида/популяции.
Исходя их вышесказанного и предложенных мной этих определений (
их следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом):
Жизнь – это живая система (совокупность систем) и её среда обитания.
Живая система – это система, проявляющая в активной фазе своего существования: стремление к самосохранению и способность реализовать это стремление.
Интеллект системы – это вычислительный функционал (практически в физико-математическом смысле слова) системы.
Разум системы – это способность системы реализовать стремление к самосохранению средствами интеллекта.
можно легко прийти к выводам, что
наша продвинутая индивидуальная разумность является индуцированной, навязанной, вторичной, вырожденной, спроецированной и т.д., от разумности социума. То есть, индивидуальный разум отдельного человека является в абсолютном большинстве случаев всего лишь жалкой «вторичкой» (при этом, крохотной, частичной, урезанной, искажённой и пр.) от «первички» – от разума социума.
В отдельных, очень редких, случаях, в отдельном человеке отражается «концентрат» из вырожденных проекций разума социума, которые (проекции), в силу физиологических особенностей, особенностей онтогенеза, истории воспитания и пр., в результате формируют взаимосвязанную систему – индивидуальный интеллект гения. Но даже сформированный интеллект гения является только крохотной частью колоссального интеллекта всего социума. Кстати, прорывные идеи формируются схожим образом – в отдельных особях, в силу указанных выше причин, «концентрируются» проекции и возникает прорывная идея. Недаром говорят, что какая-то «идея витала в воздухе», но оформилась она только у некоторых.
Самой идеи, которая оформилась в мозге конкретного человека в социуме в такой именно форме, разумеется, нет – в социуме оригинал, а в мозге только проекция. Проекция изначально вырожденное, упрощённое, «плоское» отражение оригинала. Даже если в мозге совместились несколько проекций, то сформировавшееся отражение всё равно окажется вырожденным, упрощённым, «плоским» и т.д., отражением оригинала (просто немного сложнее и «объёмнее» «одиночной» проекции).
Разумеется, я веду речь о больших и развитых обществах – о, практически, современной цивилизации.
Если социум в текущий момент – это всего лишь толпа, то актуальная индивидуальная разумность лидера (или вообще, какого-то отдельного человека в толпе, не потерявшего, так сказать, контроль за собой) может превзойти разумность социума (толпы, в данном случае). Но важно понимать, что свою высокую индивидуальную разумность человек приобрёл не в толпе – он её приобрёл в высокоразумном социуме.
У человека в толпе, в стрессовой ситуации, в состоянии паники, включаются на полную мощь врождённые биологические поведенческие алгоритмы, условные рефлексы и самые устойчивые автоматизмы. Все высшие когнитивные функции, требующие ресурсов и много времени, в такие моменты отключаются. Надеюсь, теперь понятно, насколько важно закреплять условные рефлексы и автоматизмы путём проведения учений, тренировок и даже дрессировок – в критической ситуации они позволят сохранить свою жизнь и жизнь других людей. Но, конечно, на все возможные критические ситуации, условных рефлексов и автоматизмов не напасёшься (да и всему на свете обучить и выдрессировать отдельного человека не реально) – обучать и дрессировать следует только тому, что может произойти с наибольшей вероятностью (в данной местности, на данном производстве, при проведении данных работ и т.д. и т.п.).
Кстати, это с биологической точки зрения (именно, с точки зрения вида/популяции) поведение толпы вполне оправданно – действовать надо здесь и сейчас, а не вальяжно рассуждать о высоких материях. Тогда у вида/популяции (в форме толпы) есть шанс выжить, хоть и ценой гибели множества особей. Именно этот последний момент и заставляет нас интерпретировать поведение толпы, как неразумное (типа, ведь, по мнению «умников», можно было поступить гораздо более адекватно в той ситуации и обойтись минимумом потерь).
Правда, при этом, таковые «умники» упускают из виду несколько важных моментов:
– если таковой поведенческий паттерн/шаблон не исчез в результате ЕО, то он оказался полезен (или, как минимум, не вреден) для вида/популяции;
– все эти высокомудрые рассуждения, как надо было поступать в той критической ситуации, почему-то происходят после, а не до и не во время;
– адекватность поведения толпы в конкретной критической ситуации следует оценивать с точки зрения выживания вида/популяции строго в эволюционном контексте (это важно!!!);
– выживание отдельной особи менее важно, нежели выживание вида/популяции;
– при мощном гормональном выбросе, который автоматически включает режим паники, далеко не каждый способен сохранить самоконтроль. Если точнее, то никто из нормальных особей на это не способен – сохранить самоконтроль способны: либо ненормальные (кто, под воздействием активных веществ, у которых нарушены гормональные реакции, психически больные (социопаты, психопаты и пр.), либо те, у которых сенсорика не запустила гормональную лавину (типа, успели оценить и подготовиться или просто не увидели страшного).
Тем не менее, даже толпа, способна буквально на врождённых, на общих, прописанных в каждой особи поведенческих алгоритмах, проявлять определённую степень разумности, позволяющую ей выжить. Другое дело, что врождённые алгоритмы весьма примитивны (хотя и очень универсальны) и не обеспечивают адекватное поведение толпы в конкретной ситуации, но они на это и не заточены – главное, что они позволяют повысить шансы выживания для вида/популяции. Что характерно, они позволяют повысить шансы выживания для вида/популяции даже при отсутствии высокой разумности социума вида/популяции (ну, не развилась до высокого культура у данного вида/популяции).
Замечание в сторону.
«Лидер» в толпе – это всегда ситуативно (я не говорю сейчас об организованных толпах). «Лидеров» может быть даже несколько (локальных). Люди на автомате воспримут как лидера (за которым будут следовать) любого выделяющегося человека (яркая одежда, громкий голос, привлекающее внимание поведение) и даже неодушевлённые предметы. Даже если человек в толпе не следует за лидером (или, за впереди бегущим), то его поведение, определяемое этими примитивными алгоритмами, также очень примитивно и сиюминутно: увидел проход и побежал туда, увидел опасность и побежал от неё, увидел бегущих и побежал вместе с ними, не увидал решения ситуации (все предыдущие были хоть и ситуативными, но решениями) и заорал, забился в падучей (запсиховал, ломая окружающее), замер и т.д. Иногда такое поведение помогало, как призыв о помощи (крик), как возможность появления «прохода», как способ переждать опасность и т.д.
Что поделать, врождённые алгоритмы, сами по себе, не предназначены для определения живости, разумности пр., они предназначены для действия здесь и сейчас. А адекватных наработанных условных рефлексов и автоматизмов, для конкретной критической ситуации у человека может не оказаться или они могут быть подавленными/заблокированными врождёнными программами поведения.
Но, повторю, даже такой набор примитивных поведенческих алгоритмов позволяет повысить шансы выживания вида/популяции. Кстати, если мозги отдельной особи примитивны, то и кучу продвинутых алгоритмов туда не запихаешь. Поэтому, в таком положении набор примитивных врождённых поведенческих алгоритмов – это вполне адекватное решение с точки зрения выживания вида/популяции.
Даже массовые миграции леммингов (с гибелью огромного количества особей) являются вполне адекватными формами поведения (и, соответственно, признаками разумности вида) в стратегическом эволюционном смысле – это предохранение: от перенаселения биологических ниш и территорий, от выжирания кормовой базы популяции и от, в конечном итоге гибели вида, а не только отдельной популяции. Вот тут, уже сами популяции выступают в качестве элементов системы более высокого уровня/ранга – вида.
Вообще,
разумность любой системы следует рассматривать только в контекстах: эволюционно-историческом и системно-иерархическом (каждая система является элементом системы более высокого уровня, и наоборот).
То есть, если конкретный метод/способ поведения в конкретной ситуации нам кажется не адекватным (не разумным), то, возможно, тот же самый метод/способ, рассматриваемый уже тактически, оказывается вполне себе адекватным. То же самое и в отношении самой тактики – тактика может казаться неадекватной, если не знаешь стратегических планов (а в этих планах, тактика вполне вписывается в стратегию). Мало того, даже стратегия может показаться неадекватной, если не знать парадигмы (концептуальных принципов), в рамках которой реализуется данная стратегия.
Вышесказанное наглядно свидетельствует, что
адекватность (разумность) поведения, поступка, действия, реакции зависит от нашей интерпретации, основанной на имеющихся знаниях. Хорошо
организованные знания формируются в эдакую многоуровневую модель: общая
концептуальная (она же – парадигма), в ней несколько
стратегических, в которых несколько
тактических, в которых множество универсальных
шаблонов, которые, в свою очередь, преобразуются в конкретные
способы/методы, в зависимости от конкретной ситуации. Это, разумеется, упрощённо.